Этический кодекс

Миссия школы - способствовать формированию универсальных этических стандартов в практике психологического консультирования и психотерапии, развитию этического самосознания и повышению уровня этической компетентности психологов-консультантов и психотерапевтов
Этический кодекс представляет собой документ, регулирующий деятельность психологов-консультантов и психотерапевтов (далее — психологов). Он носит рекомендательный характер и не является законодательным документом.
В ситуации, когда этический кодекс и закон вступают в конфликт, психолог ориентируется на действующее законодательство.

Базовые этические принципы являются ценностными ориентирами и основой для принятия решений в ситуациях этических дилемм.
1. Уважение — включает в себя общее уважение, соблюдение конфиденциальности, использования в работе информированного согласия, уважение права на самоопределение и автономность. Психологи уважают права, честь и достоинство всех людей, избегают предвзятого отношения, которое может вести к дискриминации. Психолог относится ко всем людям с равным уважением, понимает индивидуальные, культурные, ролевые различия, которые могут быть связаны с ограниченными возможностями (не только физическими), полом, сексуальной ориентацией, этнической, национальной или религиозной принадлежностью, языком, социально-экономическим статусом. Психолог уважает и поддерживает права клиента самому принимать решения относительно своей жизни вообще и терапии в частности.
2. Компетентность – включает в себя знание профессиональной этики, понимание границ своей профессиональной компетентности, непрерывное профессиональное развитие, а также отслеживание ситуаций, когда психолог не способен заниматься практикой.
3. Ответственность – включает в себя поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности, использование научно обоснованных данных, непричинение вреда клиенту, недопущение дискредитации профессии, в том числе внимательное отношение к публичным выступлениям. Психолог действует в интересах клиента, обеспечивает непрерывность психологической помощи через взаимодействие с коллегами, а также обладает необходимыми знаниями и навыками для решения ситуаций этических дилемм.
4. Честность – включает в себя признание профессиональных ограничений, ситуации конфликта интересов и возможного использования, а также действия по отношению к коллегам. Психолог соблюдает точность в указании своей квалификации, образования, опыта, компетентности, принадлежности к ассоциациям и организациям. Психолог обязан быть честным и точным во всех финансовых вопросах, связанных с профессиональной деятельностью. Психолог обязан осознавать возможность потенциальных проблем в результате двойных отношений и избегать двойных отношений, которые могут изменить необходимую профессиональную дистанцию или могут привести к конфликту интересов и использованию клиента, не использовать профессиональные отношения в своих личных интересах.

Раздел 1. Ответственность перед клиентами
В этом разделе обсуждается необходимость соблюдения психологами границ своей компетенции, правила перенаправления клиентов коллегам, использовании информированного согласия на терапию, правилах ведения записей, нюансы конфиденциальности.

1.1 Границы компетентности
Психолог остается в границах своей компетентности, оказывая услуги, для которых имеет достаточную квалификацию и опыт.
1.1.1 Повышение уровня компетентности
Психолог непрерывно повышает уровень своей профессиональной компетентности, оставаясь в курсе современных подходов в терапии и исследований эффективности терапевтических методов.
1.1.2 Осознание профессиональных ограничений
Если профессиональных знаний психолога недостаточно, то он должен пройти необходимое обучение и/или прибегнуть к помощи более опытных коллег.
1.1.3 Мультикультурная компетентность
Психолог постоянно повышает уровень мультикультурной компетентности и избегает участия в любых формах дискриминации на основе расы, гендерной и сексуальной идентичности, возраста, пола, профессии, уровня образования, социо-экономического статуса, физических возможностей, психического статуса, принадлежности клиента к группам меньшинств.
1.1.4 Консультации по вопросам этики
Психолог консультируется с коллегами и другими профессионалами, обладающими знанием этических стандартов в ситуациях, когда у них возникают вопросы, касающиеся этики и практики.
1.1.5 Обращение за помощью в случае истощения психолога
Психолог отмечает у себя признаки эмоционального, ментального и физического истощения и воздерживается от предоставления услуг клиентам в таком состоянии, понимая, что рискует навредить своему клиенту. Психолог обращается за профессиональной помощью и, если это необходимо, ограничивает число клиентов или временно прекращает практику до момента восстановления. Психолог дает бережную обратную связь коллегам, которые могут не замечать у себя признаков истощения и выгорания, как и принимает ко вниманию замечания коллег о его собственном эмоциональном, ментальном и физическом состоянии, если оно может негативно влиять на качество его работы.

1.2 Перенаправление клиентов
В случаях, когда знаний и опыта психолога недостаточно для работы с клиентом, психолог должен направить клиента более опытному коллеге. Если существует вероятность того, что личные проблемы психолога не позволят ему выполнять свои профессиональные обязанности в полной мере, то психолог должен обратиться за помощью к супервизору или принять участие в интервизии, чтобы определить, должен ли он ограничить, приостановить или прекратить работу. Перенаправление должно сопровождаться объяснением клиенту причин и предоставлением нескольких специалистов на выбор. В случае несовпадения личных ценностей терапевта и клиента психологу рекомендуется не сразу перенаправлять клиента, а осознать это как свое ограничение и пройти супервизию, а также повысить свою квалификацию в этой области.

1.3 Информированное согласие
Перед началом психологического консультирования, психотерапии и их исследований психологи должны получить информированное согласие у своих клиентов.
Информированное согласие должно включать описание предоставляемых услуг, права и обязанности сторон. Обязательным пунктом информированного согласия является сообщение о границах конфиденциальности (см. 1.5). В случаях консультирования через электронные каналы коммуникации психолог обязан сообщать клиенту обо всех возможных ограничениях и рисках, связанных с таким форматом работы (см. Приложение 1 и Раздел 5).
1.3.1 Работа с клиентами, которые не способны дать осознанное согласие на терапию
В случае, если психолог работает с людьми, не способными дать осознанное согласие на психотерапию, это согласие заключается с доверенным лицом клиента.
1.3.2 Информированное согласие в работе с несовершеннолетними
Если психолог работает с несовершеннолетними, то согласие на терапию подписывают родители или опекуны. При этом психолог обязан получить устное согласие несовершеннолетнего на психологическую работу. Психолог на первой встрече также обсуждает с семьей границы конфиденциальности в работе с несовершеннолетним, решая вместе, что может быть рассказано родителям или опекунам.

1.4 Ведение записей и документации
Психологу рекомендуется вести записи о работе с клиентом и принимать меры по защите информации о клиенте в ходе терапии и после ее окончания.
1.4.1 Предоставление информации клиенту
Клиент имеет право на получение информации о процессе консультирования в письменном виде. Психолог следит за тем, чтобы данная информация была представлена клиенту в виде, который не принесет ему вреда.
1.4.2 Хранение информации о клиенте
Психолог принимает меры для того, чтобы данные клиента и записи сессий хранились в конфиденциальном месте, в которое есть доступ только у него. Психолог хранит записи о клиенте в течение времени, предусмотренного законом о персональных данных (не менее 50 лет).

1.5 Конфиденциальность
Конфиденциальность является основой терапевтических отношений. Психолог обязан указать в информированном согласии нормы соблюдения конфиденциальности и условия, при которых она может быть нарушена: ситуации угрозы жизни и здоровью клиента или жизни и здоровью других людей; эмоционального, физического, экономического насилия в отношении детей, недееспособных и других категорий людей, находящихся в зависимом положении; необходимости свидетельствовать в суде.
При консультации с коллегами психолог не разглашает конфиденциальную информацию, которая может привести к идентификации клиента.
Психологи не раскрывают в своих трудах, лекциях, в СМИ, социальных медиа конфиденциальную, личную информацию, касающуюся своих клиентов.
Исключения описаны в дальнейших разделах.
1.5.1 Разрешение на запись
Ведение аудио- и видеозаписей во время психотерапии, супервизии и исследований должно согласовываться всеми участниками работы и подтверждаться подписанием соответствующего согласия.
1.5.2 Использование информации о клиенте в публикациях
Если психолог собирается использовать информацию о случае клиента в своих научных и публицистических работах, он обязан изменить случай до неузнаваемости — имя, профессию, возраст, обстоятельства жизни, специфические признаки внешности, речи, состояния здоровья и пр. Неэтично просить у клиента разрешения публиковать его случай.
1.5.3 Разглашение информации о клиенте в суде
В случае, если психолог оказывается вызван в суд, он подчиняется действующему законодательству о свидетельствовании в суде.
1.5.4 Разглашение информации после смерти клиента
Психолог хранит конфиденциальность после смерти клиента за исключением случаев, указанных в информированном согласии или при запросе со стороны правоохранительных органов.