Лечение тревоги дискомфорта
Я, однако, не нахожу простым и лёгким помогать людям повысить свои уровни терпимости фрустрации и благодаря этому сократить или устранить их тревогу дискомфорту. Я вполне убеждён, что практически у всех людей имеется довольно сильная биологическая склонность подрывать собственные интересы, скатываясь к сиюминутному гедонизму и преследуя немедленные, нежели долгосрочные выгоды (Эллис, 1976).
Именно поэтому многие из них (то есть, нас) отказываются завязывать с различными пристрастиями вроде курения, переедания, злоупотребления алкоголем и прокрастинации - которые, как они "признают", вредят им, и которые они раз за разом решаются преодолеть. Но когда они побуждаются, в различных видах терапии, вроде РЭПТ, например - оставаться с дискомфортом и замечать, что это лишь неудобно и никак не "невыносимо", они часто способны поднять свою терпимость фрустрации, победить тревогу дискомфорта и произвести значительные перемены в своих дисфункциональных чувствах и поведении.
Одна из причин такой трудности изменений у клиентов, которые страдают от существенных элементов и эго-тревоги, и тревоги дискомфорта - в том, что часто они приходят с этими двумя аспектами, словно бы это было одной проблемой. Как следствие, их терапевты в заблуждении прыгают на манер челнока туда-сюда, пытаясь помочь им разобраться с этой предполагаемо "единственной проблемой" - и заканчивается это попыткой, в некотором смысле, решить квадратное уравнение с двумя неизвестными; невыполнимая задача!
Так, в случае с клиентом, который упомянут выше - можно было сказать, что у него было две довольно различные проблемы, каждая из которых берёт начало в одинаковой предпосылке. Эта предпосылка - "Я обязан достигать отличных результатов в том, что я делаю, особенно в производите адаптивных переживаний". Эта посылка затем ведёт к двум весьма разным заключениям:
1) "Когда я допускаю ошибки и произвожу неправильные переживания, я не могу вынести дискомфорт, который создаю; эта жизнь просто слишком тяжёла для меня, и не лучше ли бы уже было помереть!"
2) "Когда я допускаю ошибки или переживаю неправильные чувства, я не выношу самого себя, поступающего так тупо и ошибочно; я безнадёжный неумеха, всегда буду терпеть неудачу в своих целях и не заслуживаю того, чтобы жить!"
Если клиенты с тревогой дискомфорта предоставляют материал, указывающий на эти две иррациональные идеи, терапевт может "залипнуть" в их системе, пытаясь показать им, как можно с достоинством принимать приносимый миром дискомфорт, а также тот, что они производят сами себе. Если терапевт не справляется с концентрацией на одной проблеме пациента за раз, то эти два вопроса легко начать смешивать друг с другом, и оспаривание иррациональных идей клиента может оказаться столь сбивающим с толку, что удовлетворительное решение вряд ли будет достигнуто.
Таким образом, для терапевта важно ясно опознавать две эти различные (хотя и наверняка пересекающиеся) линии иррациональности, и разбираться первым делом с одной и во вторую очередь с другой, чтобы клиенты наконец могли понять, что придерживаются двух разнородных иррациональных установок, и что обе из них производят дисфункциональные эмоциональные и поведенческие результаты.
Так, если терапевт изначально решил фокусироваться на тревоге дискомфорта клиентов, то клиенты могут отказаться от этой идеи, что испытывать "неправильные" чувства нельзя потому, что дискомфорт от их переживания слишком тяжёл и так тяжело это быть не должно. После этого терапевт, скорее всего, имеет лучшие шансы сосредоточиться на эго-тревожности клиентов и помочь им отказаться и от той идеи, что им "запрещено" испытывать "неправильные" чувства потому, что в противном случае, когда они их испытывают, они совершенно ничтожные люди.
Каждое из этих иррациональных верований можно чётко обнаружить и искоренить, если терапевт рассматривает их независимо. Но если они, так сказать, берутся охапкой, или если терапевт и клиент продолжают прыгать взад-вперёд от одного к другому, то здесь мы имеем большой риск того, что ни одно из не получится ни ясно оценить, ни решительно опровергнуть.
Если я прав насчёт существования тревоги дискомфорта и эго-тревоги, и их склонности обострять и поддерживать друг друга, то эти понятия могут послужить для объяснения некоторых других аспектов психопатологии и психотерапии, которое долго время отмечаются в литературе. Взять хотя бы то, что многие формы психотерапии часто приводят к неплохим, но всё же временным результатам. Так, значительное число людей с психическими дисфункциями чувствуют себя получше некоторое время и достигают преходящих симптоматических улучшений в результате гипноза, внушения, заверения, одобрения и катарсиса. Я уверен, что большая часть этих клиентов действительно начинают просто чувствовать себя лучше, нежели им становиться лучше в каком-либо перманентном смысле слова, но они определённо демонстрируют частые улучшения (Эллис, 1968, 1974).
Я бы предположил, что это происходит в основном потому, что перечисленные, несколько снисходительные к их страданиям техники временно утоляют их тревогу дискомфорта. Даже хотя та возвращается довольно скоро вновь - потому как базисные мнения клиентов о том, что они вообще не должны переживать фрустрацию и депривацию, не были оспорены и даже могли быть усилены - самочувствие клиентов по крайней мере ненадолго значительно улучшается, и они даже могут быть относительно свободными от симптомов на короткий промежуток времени.
Другой интересный феномен, который частично можно объяснить благодаря концепции тревоги дискомфорта - те случаи, когда люди обращаются к некой крайне неправдоподобной идее, вроде той, что Бог или Иисус лично в них заинтересован и спасёт их от какого-либо настоящего вреда. Такие люди, бывает, вследствие своей веры достигают характерных личностных изменений - вроде избавления от алкоголизма. Моя гипотеза в том, что эти люди, благодаря своим истовым верованиям в некий сорт магического исцеления, становятся крайне мотивированными трудиться на своей тревогой дискомфорта и проходить через текущие лишения, чтобы пожать награды в будущем. Поступая "праведно" - т.е. дисциплинируя себя в отказе от алкоголя, наркотиков, вредной пищи, курения или азартных игра - они затем замечают, что могут управлять своей собственной судьбой, тогда как ранее они ошибочно думали, что такого контроля не имеют. Затем люди могут даже приобрести некоторые здравые идеи вместе с теми несколько иррациональными, что изначально привели их на путь самодисциплины и помогли убавить свою низкую переносимость фрустрации.
И ещё один аспект терапии можно объяснить при помощи понятия тревоги дискомфорта - это феномен, когда терапевты вводят клиентов в заблуждение, навязывая им веру в ложные или научно безосновательные идеи, что непреднамеренно помогает некоторым клиентам облегчить своё расстройство.
Так, ортодоксальные фрейдисты показывают своим пациентам, что их родители обращались с ними жестоко, и эта прошлая жестокость делает их невротичным по сей день (Фрейд, 1965). "Примальные" терапевты [имеется в виду "primal scream therapy"; несусветное лженаучное дерьмище, зато неплохая британская панк-группа взяла себе позже название Primal Scream] идут даже дальше, обучая своих клиентов, что они неизбежно страдали от интенсивной "первобытной" боли в результате беспредела своих родителей, и что если они сейчас позволят себе орать, вопить и высвободить эту боль, то таким образом смогут ощутимо наладить своё душевное здоровье и дееспособность (Янов, 1970). Обе из указанных теорий по всей вероятности ошибочны, ведь как минимум исходят из примитивной модели "стимул-реакция", а не продвинутой "стимул-организм-реакция", принятой в современной психологии; а также постулируют непременное существование в раннем детстве таких стимульных событий, историческую достоверность которых не всегда можно установить.
Интересно, впрочем, что когда фрейдистский аналитик или примальный терапевт побуждает клиентов мусолить истории из своего прошлого и испытывать чувства интенсивного дистресса, связанные с этими воспоминаниями - они наверняка имеют дело с людьми, которые, в силу своей экстремальной тревоги дискомфорта, частенько отказываются сталкиваться со своими пугающими и гневными чувствами, взамен подавляя или вытесняя их. Как следствие, они не дают себе шансы разобраться с этими чувствами или их изменить. Вынуждая таких клиентов вступать в контакт с этими переживаниями и встречаться с их дискомфортом - хотя и на ложных основаниях и, зачастую, в излишне утрированной манере - фрейдисты и прималисты могут, неумышленно, помогать клиентам признать, что чувства боли, гнева и прочие вовсе даже терпимые и выносимые, и могут, следовательно, помочь им преодолеть некоторую долю их тревоги дискомфорта.
Некоторый поведенческие техники, в особенности десенсибилизация In Vivo и имплозивная терапия, также выглядят предельно объяснимыми в терминах конструкта тревоги дискомфорта. Так, я обнаружил (Эллис, 1962), как это сделали также Маркс, Вишванатан, Липседж и Гарднер (1972), что утопление или десенсибилизация In Vivo действует значительно лучше с тяжёлыми фобическими или обсессивно-компульсивными пациентами, чем более градуированная или воображаемая методология экспозиции.
Я думаю, что эти наблюдения объясняются тем, что такие пациенты избегают дискомфорта любой ценой и следовательно не сталкиваются со своими пугающими событиями в порядке их преодоления. Если каким-либо образом получается помочь им это сделать, то они в определённый момент обнаруживают для себя, что занятие тем, что их так интенсивно пугает, или отказ выполнять то, что они считают абсолютно обязательным к исполнению - помогает им отказаться от какой-то части своей тревоги дискомфорта, позволяет им начать работу над устранением своего дисфункционального поведения и со временем даёт шанс не только почувствовать себя получше, но и действительно измениться к лучшему.
Одна из наиболее долгоиграющих загадок насчёт поведения невротиков - в том, что они запросто расстраивают себя, не только встречаясь с пугающими обстоятельствами, но и воображая их мысленно, слыша о них или наблюдая их в символической форме (напр., на картинках). Вольпе (1978) цитирует этот феномен в качестве указания на то, почему когнитивная терапия часто не срабатывает - потому что:
1) "Большинство невротических пациентов пугаются ситуаций, которые, как они сами знают, не представляют какую-то объективную угрозу";
2) "Стимул для невротической тревожной реакции может быть таким безобидным, что невозможно себе представить, как вообще его можно рассматривать в качестве угрозы - например, тревога при виде пробирки с анализами, наполненной кровью";
3) "Пациент, который непрерывно тревожится, может обнаруживать у себя специфический персистирующий страх (напр., страх сойти с ума); настойчивые заверения могут убедить его в обратном, однако, несмотря на это, его тревога может не снижаться в какой-либо значимой степени"
Вольпе очень может ошибаться в этом, потому как он использует термин "знают" слишком вольно, словно бы иррациональность была пациенту тотально "понятна". Так, невротический пациент может отчасти "знать", что какая-то ситуация объективно не опасна, но также и "знать", что она его пугает. Он или она может быть "убеждён", что страх сойти с ума неправомерен, но также иметь и "убеждённость" в том, что этот страх оправдан. Редко когда, по факту, мы "знаем" что-либо со 100% абсолютной определённостью; скорее, мы одновременно отчасти доверяем какой-либо идее, а отчасти нет.
Ближе к сути, все примеры Вольпе можно объяснить с помощью концепции тревоги дискомфорта. Так, невротические пациенты могут "знать", что поездка на американских горках в парке развлечений объективно не угрожает их жизни и не представляет особой опасности, но также они могут знать, что скорее всего испытают тревогу, если сядут прокатиться на аттракцион, и, следовательно, начинать тревожиться о своей тревоге (и сопровождающем её дискомфорте), нежели о самих американских горках.
Они могут "знать", что вид пробирки с анализом крови никоим образом не грозит им болью или кровопусканием, однако они также могут знать, что это напоминает им об их тревоге в связи с кровотечениями, и бояться уже этой тревоги (дискомфорта), нежели собственно крови. Они могут "знать", что шанс сойти с ума у них чрезвычайно мал, но всё ещё могут страдать от тревоги дискомфорта ("будет ужасно неудобно, если я сойду с ума") и эго-тревоги ("я буду слабым поганым человеком").
Как выше отмечалось, когда люди переживают тревогу дискомфорта, они склонны пугать себя в связи с любым напоминанием об объекте их фобий - не потому, что представление этого объекта кажется угрожающим, но потому что их собственная дискомфортная тревожная реакция на этот объект видится "кошмарной" или "невыносимой".
Минека и Килстром (1978) выполнили обзор литературы по экспериментальным неврозам, включая эксперименты Ганта (1944), Лиделла (1944), Массермана (1943), Павлова (1927) и Вольпе (1958), и выработали ту гипотезу, что общей нитью, которая проходит через всю литературу в этой области - является тот феномен, что в каждом случае значимые для выживания и комфорта события становятся непредсказуемыми, неконтролируемыми или обретают сразу оба качества.
Авторы также указывают на поразительные параллели между экспериментальным неврозом и "выученной беспомощностью" вследствие экспозиции неконтролируемым шокам, которая в свою очередь была ассоциирована с депрессией (Селигман, 1975). Если в гипотезах Минеки и Килстрома насчёт экспериментального невроза и Селигмана насчёт выученной беспомощности есть некоторая валидность, и я думаю, она в них скорее всего есть - то их концепции легко можно соединить с моей гипотезой о тревоге дискомфорта.
Я бы предположил, что когда люди встречаются с жизненными событиями, которые считают важными контролировать и притом успешно, и когда эти события оказываются последовательно непредсказуемыми, неуправляемыми или сразу и такими, и другими - то не просто люди склонны чувствовать дискомфорт, но также они заключают, что эти ситуации слишком некомфортны, и что нет толка даже пытаться сделать что-либо. Они затем тотально капитулируют или развивают у себя то, что Г.В. Гамильтон (1925) назвал "перзистентной неприспособленной реакцией", становясь депрессивными или иным образом "невротичными".
У меня есть такая гипотеза, что то, что я называю тревогой дискомфорта - это биологическая склонность людей и некоторых других животных (напр., крыс или морских свинок); что организмы с такой тенденцией врождённо стремятся предсказывать, что происходит вокруг, контролировать свою окружающую среду, чтобы получать больше приятного и меньше нежелательного, и таким образом выживать удовлетворённо, или "счастливо".
Когда они воспринимают высокую степень вероятности того, что сумеют так сделать, они продолжают свои адаптивные реакции и, следовательно, считаются "здоровыми" или "не-невротичными". Когда же они воспринимают (корректно или нет), что скорее всего не смогут контролировать те или иные ситуации, чтобы получить желаемое, они или достойно продолжают жить с параллельно идущими фрустрациями (развивая философию принятия неизбежного), или же отказываются признавать эту угрюмую действительность (причитая и развивая философию отчаянного неприятия реальности, невротический или неадаптивный взгляд на мир, который часто приводит к депрессии и изоляции).
Я также придерживаюсь гипотезы, что человеческие фобии особенно связаны с тревогой дискомфорта. Когда люди страдают, скажем, от аэрофобии (страх полётов), они обычно показывают некоторый элемент эго-тревоги; то есть, они искренне уверены, что должны жить практически вечно и не должны умирать "раньше срока". Они также часто убеждены, что для них позорно показывать свою боязнь самолётов перед другими (напр., персоналом самолёта и пассажирами), и как следствие держатся подальше от полётов, чтобы избежать это "постыдной" деятельности.
Более важно, однако, что они, судя по всему, обладают огромной тревогой дискомфорта насчёт предполагаемой непредсказуемости падения самолёта ("Да, я в курсе, что риск очень мал, но ведь может же это случиться!"), и также такие люди страдают от тревоги дискомфорта насчёт своих собственных некомфортных тревожных реакций. Вследствие чего они избегают полётов, как правило, к своему же собственному разочарованию.
В процессе десенсибилизации таких клиентов к пугающим их вещам терапевты имеют выбор среди многих методов, включая систематическую десенсибилизацию (Вольпе, 1958), мысленную имплозию (Стампл и Левис, 1967) и также экспозицию In Vivo в рамках курса рационально-эмотивной терапии (Эллис, 1962; 1973; Эллис и Григер, 1977). Эти опции выглядят радикальном различными техниками десенсибилизации, но, как указывал Тиздейл (1977), все они имеют одно общее свойство: многократное предъявление фобического стимула без каких-либо видимых катастрофических последствий.
Кажется, что люди с фобиями полётов (или чего-то ещё) продолжают повторять себе, по тем или иным причинам: "Лететь на самолёте слишком страшно, слишком неприятно; я не выдержу этого; я совершенно развалюсь на части, если мне придётся переживать это чудовищное событие!". Затем они продолжают повторно промывать себе мозг этим страхом, подкрепляя своё убеждение в нём через отказ летать на самолётах. Каждый раз, когда они отказываются это делать, они продолжают себе твердить (явно или подспудно): "Если бы я полетел, это было бы до ужаса некомфортно, и теперь, так как мне удалось этого избежать, то до чего же мне удобно и комфортно!". Более того, боязливо отказываясь сталкиваться со своими фобическими стимулами и делать что-то для преодоления тревоги - они закрывают себе практически все возможные пути излечения от неё!
Практически все виды процедур десенсибилизации подразумевают, что люди делают нечто со своей фобией: они активно с ней сталкиваются, в воображении или в реальности, и обнаруживают, что 1) Непредсказуемые события куда более предсказуемы, чем они изначально считали; 2) Никакой катастрофы, ничего фатального с ними не происходит, и они лишь испытывают неудобство, а не, как им казалось, совершенный распад в результате такого переживания; 3) Они изучают технику, вроде систематической десенсибилизации, имплозивной терапии или РЭПТ-ориентированной экспозиции, которая даёт им инструмент для возможного совладания с тревогой в будущем; 4) Они понимают, что хотя и не могут управлять пугающими обстоятельствами (например, риском крушения самолёта), они определённо могут контролировать некоторые из собственных реакций на это и, таким образом, переживать куда более "безопасную" ситуацию в случае действительного столкновения с пугающими предметами.
Позвольте обсудить ещё одно наблюдение в связи с концепцией тревоги дискомфорта в рамках объяснения и работы с фобиями. В одном исследовании, где было показано, что при агорафобии десенсибилизация In Vivo более эффективна, нежели три альтернативных вида когнитивного перестроения без реальной ситуативной тренировки, Эммелькамп, Куиперс и Эггераат (1978) указывали, что клинические пациенты с агорафобией, вероятно, отличаются от испытуемых в аналоговых исследованиях тем, что имеют более высокие уровни физиологического возбуждения в тревожно-релевантных ситуациях, нежели упомянутые неклинические испытуемые.
Авторы отмечают, что "вполне может быть, что когнитивное перестроение составляет достаточно эффективную форму терапии для пациентов с низкими уровнями реакции возбуждения (вроде испытуемых в аналоговых исследованиях), тогда как подобное вмешательство будет эффективно для пациентов с высоким физиологическим возбуждением (например, страдающих от клинической агорафобии) только после того, как этот компонент реагирования автономной нервной системы будет ослаблен".
Я вполне согласен с их наблюдением. Ведь обычно так и есть, что люди с агорафобией (и любыми иными клиническими фобиями) - "высоко-возбуждённые" физиологически, и мои собственные клинические открытия на протяжении многих лет позволяют мне твёрдо выступить в поддержку этой гипотезы; и я готов допустить, что они склонны испытывать куда больший дискомфорт, и предположительно большую тревогу дискомфорта, чем определённые группы других людей с расстройствами.
Следовательно, выглядит правдоподобным, что они будут развивать большие страхи и держаться за них более упрямо, чем это могут делать менее физиологически вовлечённые пациенты. Теория тревоги дискомфорта помогает объяснить, чем люди с клинической агорафобией в некотором смысле отличны от остальных страдающих фобиями, и почему их бывает так трудно лечить.
Во многих существенных отношениях, таким образом, концепт тревоги дискомфорта, видимо, проливает свет на ментальные расстройства людей и психотерапевтический процесс. В особенности он прокладывает дорогу к разработке и применению более эффективных, изящных и долговечных форм психологического лечения. Я бы ещё раз предположил, что многие или даже большинство терапевтических методов, используемых ныне, по сути формы потакания слабостям, которые в дальней перспективе подкрепляют тревогу дискомфорта клиентов и могут причинять этим больше вреда, чем пользы.
Возьмём, к примеру, техники мышечной релаксации, которые столь популярны среди поведенческих терапевтов. Хотя не вопрос, что такие техники часто действенны и приводят к значительному симптоматическому облегчению - как и у всех методов терапии, за ними стоит идеологическая подоплёка, и некоторые из этих предпосылок могут быть ятрогенными:
1. Обыкновенно, как в систематической десенсибилизации по Вольпе (1958, 1973), релаксация применяется в постепенной манере для прерывания чувств тревоги клиента. Сама постепенность этой процедуры, как я считаю, может запросто лишний раз уверять клиентов в их идее о том, что им обязательно нужно двигаться медленно, легонько и комфортно, разбираясь со своими тревогами; и как только они испытывают сколько-то интенсивные ощущения страха, им необходимо тут же расслабить свои мышцы и таким образом отвлечь себя от этих чувств. Подобные убеждения вполне могут служить для увеличения, нежели сокращения, их тревоги дискомфорта.
2. Методы релаксации по существу состоят в когнитивном отвлечении, нежели подразумевают когнитивное перестроение. Если, например, клиенты пугаются лифтов и воображают себя всё ближе и ближе к лифту и затем, когда чувствуют тревогу насчёт этой воображаемой "опасности", фокусируются на расслаблении своих мускулов - то они автоматически отвлекают себя от мыслей, что "Мне нельзя входить в лифты; со мной может случиться что-то кошмарно невыносимое!". Хотя они могут снизить свою тревогу при помощи этой отвлекающей процедуры, они обычно не доходят до работы над настоящим отказом от иррациональных верований насчёт поездок в лифтах. Релаксация и иные формы когнитивной дистракции почти всегда проще и легче, чем активная борьба и переосмысление собственных базисных иррациональностей. Они могут, как следствие, также подкреплять установки людей на "кошмарность" такого настойчивого труда и, таким образом, усиливать их тревогу дискомфорта.
3. Когнитивное отвлечение, пускай и вполне приемлемый метод в терапевтическом арсенале - по всей вероятности в большинстве случаев совсем не так эффективно, как десенсибилизация In Vivo. Применяя его, терапевт избегает вместе с клиентом встречи с пугающими того стимулами и за счёт этого снабжает его неизящным, "второсортным" методом решения проблем. И опять же, это склонно поддерживать или усиливать тревогу дискомфорта.
Я испытываю некоторое искушение переоценить значимость тревоги дискомфорта и связать все формы эмоционального расстройства с этим понятием. Так, люди склонны веровать, что обязаны достигать успехов и иметь одобрение, что другие должны обращаться с ними любезно, и что условия жизни должны непременно быть лёгкими и приятными.
Когда эти три должнанистических взгляда не подтверждаются в реальности - что часто имеет место в нашем полном огорчений мире - то люди обычно делают вывод, что не могут выносить собственные, чужие или мировые несовершенства, и что просто ужасно, что подобным неприятностям вообще позволено случаться. В некоторых отношениях, видимо, наша низкая терпимость к фрустрации или тревога дискомфорта - один из аспектов практически всех эмоциональных проблем: самоунижения, враждебности и жалости к себе. В некоторым смысле даже можно сказать, что практически все эмоциональные расстройства возникают из нетерпимости фрустрации.
Мои клинические наблюдения и суждения, однако, подсказывают, что в такой формулировке упускаются некоторые существенные данные насчёт людей и их проблем. Хотя эго-тревога и тревога дискомфорта обнаруживаются практически у всех и, как ранее отмечалось, значительно взаимосвязаны, подкрепляя друг друга - я считаю, что лучше всего рассматривать их в качестве отдельных, но перекликающихся видов поведения. В таком ракурсе они приобретают максимальную объяснительную и терапевтическую полезность.