Бихевиористы никогда не отрицали происходящие под кожей организма события (вроде мыслей и чувств), но иногда ставили под сомнение их доступность для наблюдений и манипуляций извне (Скиннер, 1974). Некоторые поведенческие аналитики рассматривают так называемые приватные события как "события с единственным наблюдателем" - вроде исследований Джейн Гудолл, где она наблюдала за поведением обезьян и документировала свою работу в одиночку.
Нежелание некоторых поведенческих аналитиков "влезать под кожу" - оставило некоторый вакуум, который в когнитивно-поведенческой терапии попытались заполнить, однако, неудовлетворительно. Когнитивисты подчёркивают первичность скрытых феноменов и зашли в этом так далеко, что более бережливые и достоверные бихевиоральные объяснения наблюдаемых явлений оказались на обочине клинической психологии. Взамен им были изобретены различные "когнитивные структуры" для объяснения наблюдаемого поведения.
Когнитивная терапия
Традиционно поведенческая или бихевиоральная терапия определялась в качестве приложения экспериментально выведенных законов научения к поведению человека. Два подхода, которые обеспечивали рамку, удерживающую массу процедур поведенческой терапии вместе - это оперантное обусловливание и респондентное (или классическое) обусловливание.
Третий подход, однажды названный когнитивно-бихевиоральной терапией, однако часто называемый просто когнитивной терапией своими сторонниками - иногда включается в рубрику поведенческих терапий и рассматривается как дальнейшая эволюция в этом русле (Латимер и Суит, 1984), однако вполне может быть и эволюционным тупиком или же регрессом (Скиннер, 1984).
В 1970-х и 1980-х годах движение КБТ получило значительное внимание, как один из эклектических способов сочетания элементов двух противоположных школ психологии - бихевиоризма и когнитивизма соответственно. Это движение представляло модель научения как "слишком упрощённую" для объяснения многих поведенческих изменений, и его сторонники прибегали к гипостазированию разных объяснительных фикций в качестве альтернативных и, предположительно, более удовлетворительных объяснений.
Авторы этой статьи, однако, с готовностью признают своё очевидное предпочтение в пользу поведенческой терапии на основе теории научения, которую мы видим как и вполне адекватную для объяснения всех изменений в поведении, так и как более бережливую в сравнении с когнитивными и другими альтернативными объяснениями. Наше традиционное видение бихевиоральной терапии, таким образом - доминирующая точка зрения, представленная здесь.
Границы когнитивной терапии не определены с ясностью. Уилсон и О'Лири (1980) полагают, что все попытки видоизменить явное поведение, сосредоточенные на вмешательстве в приватные события - могут.
Другие же (напр., Бек, 1976; Махоуни, 1974), похоже, считают, что такие процедуры как систематическая десенсибилизация, скрытое обусловливание и имплозивная терапия должны рассматриваться отдельно от когнитивных стратегий. Когнитивисты различаются в той мере, в которой они применяют поведенческие процедуры вроде явного подкрепления, экспозиции In Vivo, систематической десенсибилизации или прогрессивной мышечной релаксации.
Латимер и Суит (1984) указали, что традиционные поведенческие процедуры обыкновенно включаются в эффективное применение КБТ, и что практически не существует свидетельств, что те когнитивные компоненты, что также используются, делают какой-то значимый вклад в результативность терапевтических процедур.
Два препятствия на пути принятия позиции поведенческого анализа когнитивистами - это имплицитный структурализм и архаичный дуализм "души и тела", стоящие за их позицией. Когнитивисты объясняют и происхождение, и сохранение малоадаптивного поведения малоадаптивными когнициями (мыслями и установками) - тогда как бихевиористы рассматривают окружающую среду в качестве агента, оказывающего наибольшее влияние на поведение. Необходимо добавить, впрочем, что некоторые бихевиористы включают внутренние события в качестве части окружения (в частности, Каутела и Кёрни, 1986; Гленн, 1983; Скиннер, 1963; Вольпе, 1982).
Акцент когнитивной терапии, таким образом, на изменении иррациональных верований. Нежели производить свой подход из принципов научения, как принято в бихевиоральной терапии - когнитивисты полагаются на гипотетические конструкты, заимствуемые из социальной психологии, такие как установки, убеждения и ожидания.
Эти гипотетические конструкты могут превращаться для когнитивистов в реифицированные структуры и становиться мишенью терапии - вместо того, чтобы работать над теми формами поведения, из которых существование подобных структур предполагается. Такой подход аналогичен психодинамической модели, где фрейдистские объяснительные фикции реифицируются схожим образом - вроде Эдипова комплекса и бессознательных мотивов.
Хотя когнитивно-поведенческие теоретики и практики всегда подчёркивают приватные события и часто признают валидность публичного оперантного обусловливания - они практически не пытаются воспользоваться законами оперантного научения для того, чтобы объяснить и изменить скрытое поведение.
В этом мы находим подспудно дуалистический взгляд на природу человека, который несовместим с некоторыми важнейшими положениями, на которых строится традиционная поведенческая терапия - например, постулат о том, что все классы поведения (явные, скрытые физиологические и скрытые психологические) подчинены одним законам.
Эта позиция в разное время разными авторами обозначалась как функциональная эквивалентность (Дэй, 1969), допущение единства (Махоуни, 1974) и постулат однородности (Каутела и Кёрни, 1986).
Речь идёт о явных, публично наблюдаемых видах поведения, скрытом или приватном поведении (мысли, образы, чувства) и физиологическом поведении, как активности внутренних органов, например (сердцебиение, мозговые волны и т.п.). Если данное допущение об их однородности корректно, то те принципы научения, на которые мы ссылались выше, должны быть также применимы для скрытых или приватных событий, и ими можно пользоваться, пытаясь видоизменить такое поведение.
Согласно второму допущению радикального бихевиоризма, постулату интерактивности - все упомянутые категории поведения взаимодействуют и влияют друг на друга, а также испытывают на себе влияние событий внешней среды. Важное следствие этого допущения в том, что лечение, использующее одну категорию поведения (напр. приватные события), может быть полезно для изменения поведения в другой категории (напр., явное поведение).
Третье допущение, постулат научения - о том, что все категории поведения подчинены одинаковым законам научения.
Ещё четыре допущения используются в частной модели скрытого обусловливания. Постулат о классификации поведения указывает, что можно выделить три общих класса в тотальном поведении организма.
Явное поведение - всего лишь любой наблюдаемый извне акт, производимый организмом. Скрытое физиологическое поведение, или внутренние реакции организма - охватывает всё физиологическое поведение, происходящее под кожей (но также и непосредственно в ней!) - кровообращение, нервная деятельность, выделения желёз и т.п.
Скрытое психологическое поведение - включает в себя мысли (субвокальную речь), образы (чувственные восприятия, порождаемые мозгом по памяти без материального стимула) и чувства (физиологические ощущения и состояния, сопутствующие частным явным действиям, которые речевое сообщество называет "эмоциональными").
Допущение органических (физических, но незримых извне) событий. Три класса поведения, описанные выше - представляют собой органические события. Эта классификация - лишь вербальное удобство для описания различных сторон и категорий таких событий.
Скиннер (1969) утверждал, что: "Стимулы, порождаемые ими - слабы, но тем не менее того же рода, что и стимулы, порождаемые явными реакциями. Было бы большой ошибкой отказываться рассматривать их в качестве данных лишь потому, что сторонний наблюдатель не может их увидеть или ощутить иначе, по крайне мере, без помощи специального оборудования".
Допущение о непрерывной пластичности нервной системы. Переживания и опыт (включая скрытые события) могут влиять на анатомические и химические изменения в центральной нервной системе.
И наконец, допущение об универсальном влиянии последствий. Последствия влияют на все классы поведения одновременно. Если, к примеру, ребёнок получает подкрепление посреди поведения, называемого в быту "истерикой" - то не только его явное моторное поведение подкрепляется, но и также его мысли, чувства и физиологические реакции, которые происходят вместе с этим.
Ровно то же самое можно сказать и об антецедентах, событиях, предшествующих поведения (для более развёрнутой дискуссии насчёт допущений, которых придерживаются современные поведенческие терапевты, обратитесь к книге Каутелы и Кёрни, 1986).
Теория считается адекватной настолько, насколько она способна объяснить доступные данные. Хотя некоторые из тех, кто заявляют себя бихевиористами, отрицают базис теории научения для поведенческой терапии в пользу когнитивных или иных структуралистских объяснений (Вольпе, 1986) - пока что науке не были представлены такие данные, которые невозможно было бы объяснить искушённым и квалифицированным применением принципов научения.
Например, недавний обзор экспериментальных исследований с результатами, которые предположительно опровергали эффективность скрытого обусловливания - показал, что большинство авторов этих отчётов обладали весьма скудным пониманием концепции режимов подкрепления и, в частности, не были осведомлены о заурядной необходимости обеспечить более 1-2 проб для того, чтобы произвести какое-то научение (Каутела и Кёрни, 1986).
Стампфл (1988) недавно выдвинул ряд аргументов в пользу возвращения к рассмотрению лабораторных исследований научения для разработки терапевтических техник, а Левис (1988) указал на отсутствие у многих поведенческих терапевтов "второго и третьего поколения" базисной грамотности в фундаментальных терминах и понятиях теории научения и недостаток знакомства с хрестоматийной литературой по этому предмету.
К сожалению, так же, как и в ранние дни поведенческая терапия встречалась с возражениями от психоаналитиков, которые продолжают и сейчас думать обо всей поведенческой терапии как ничуть не ушедшей от того, что было в эру Джона Уотсона - некоторые авторы отмечают, что бихевиоральная терапия в 1970-х и 1980-х встретилась с "ересью изнутри" со стороны когнитивистов, эклектиков и псевдо-бихевиористов - которые заняли эти позиции, пожалуй, из собственного слишком примитивного, неполноценного и неискушённого знания о принципах научения, нежели в силу какой-то неадекватности самих этих принципов, после чего сочли и философские предпосылки поведенческой терапии неудовлетворительными и постарались их как-то "улучшить" (Вольпе, 1986).
Сторонники подобного ревизионизма, по всей видимости, приняли КБТ за дальнейшее эволюционное развитие, но она, по существу, очень может оказаться эволюционным тупиком.